Беседа о «самом главном» с семейным доктором Ольгой Болышевой

Беседа о «самом главном» с семейным доктором Ольгой Болышевой

08 Апр 2021
1 096 просмотров

Беседа о «самом главном» с семейным доктором Ольгой Болышевой

Оглавление

Пациент всегда чувствует искренность врача

Ольга Болышева
Ольга Болышева

Семейный доктор

У каждой семьи должен быть свой доктор, юрист и кто еще? Список обязательно нужных друзей в разное время может отличаться, но врач в нем останется в любом случае. И, наверное, никому не надо объяснять почему.

Семейные врачи – понятное определение в госмедицине, близкое к участковым врачам. Но в частной медицине понятие «семейный врач» имеет несколько другое значение. И дело не в конкуренции, а в разнице условий. Есть основа и принципы качественной работы семейного доктора, о которых мы поговорили с врачом-терапевтом (семейным врачом), кардиологом «Олимпа Здоровья» (стаж – 13 лет), к.м.н. Ольгой Болышевой.

– Ольга Евгеньевна, иногда работу семейных врачей сравнивают с работой земских в дореволюционной России. Насколько это корректно?

– Если исходить из предназначения, выполняемых задач, то семейный врач, действительно, понятие не новое. В дореволюционной России аналогичную работу выполнял земский врач. Он хорошо знал своих пациентов и их семьи, оказывал медицинскую помощь при терапевтической, хирургической патологиях и участвовал в родовспоможении.

На сегодняшний день, при несопоставимо более высоком уровне развития медицины, пациентам доступна помощь большого числа узких специалистов. Но сама идеология земского врача для конкретной семьи возродилась в современной семейной медицине.

То есть, с одной стороны, пациент сейчас имеет доступ к передовым инструментальным, лабораторным исследованиям и помощи узкопрофильных врачей, с другой – может на регулярной основе заботиться о своем здоровье с помощью семейного врача.

– Каково ваше личное определение семейного врача?

– Семейный врач – это близкий, доверенный человек, который контролирует состояние здоровья пациента и членов его семьи. Целью работы семейного врача является сохранение (укрепление) психологического и физического здоровья человека и его родных, профилактика обострения хронических заболеваний, предупреждение развития новых болезней. У семейного врача с пациентом налажен тесный эмоциональный контакт с высоким уровнем доверия. Это одно из основных условий успешного взаимодействия.

– В чем принципиальные отличия семейного врача в государственной медицине и частной? И какая «идет впереди»?

– Конечно, главное отличие – в «знании» пациентов. В частной медицине мы имеем значительно больше информации о пациенте и времени для анализа этих данных, поэтому качество лечения и в принципе оказания любой медицинской помощи значительно выше.

В государственной медицине у врача общей практики (семейного врача) количество времени на одного пациента лимитировано, ограничены возможности в лабораторных и инструментальных исследованиях. Плюс чрезмерно большой поток пациентов. Я могу, например, привлечь любого узкого специалиста, если необходимо дополнительное уточнение диагноза. Или назначить почти любой сложности диагностическое исследование. Это все сделают здесь, на базе «Олимпа Здоровья», не заставляя пациента мотаться по разным точкам.

Как дополнительная полезная опция – семейный пациент имеет с врачом телефонную связь, может решить с ним любой вопрос, касающийся медицины или смежных направлений.

– Компетенции семейного врача – наверное, один из наиболее сложных вопросов. Исходя из вашего опыта, какие направления должны быть хорошо освоены?

– Если опираться на статистику, то на первых местах стоят респираторные заболевания, болезни сердечно-сосудистой системы и гастро-энтерологические проблемы. Основными причинами смерти являются сердечно-сосудистые патологии и онкологические. Соответственно, семейный врач должен иметь хорошие знания в терапии, кардиологии, пульмонологии, гастроэнтерологии, онкологии и эндокринологии (особенно это касается сахарного диабета).

Но главное все же – это способность посмотреть на пациента не по частям и системам, а глобально. Узкие специалисты рассматривают пациента, скажем образно, по органам. Задача семейного врача – соединить эту информацию воедино с максимальной пользой. Часто бывает, что пациент посещает ряд врачей и имеет несколько листов назначений и рекомендаций. Семейный доктор должен «профильтровать» их и сделать рациональную выжимку.

– Как считаете, почему так много людей не доверяет врачам? Как повысить степень доверия?

– На мой взгляд, большую роль в «доверии-недоверии» играют СМИ и интернет. Люди получают оттуда массу непроверенных, но красиво оформленных «знаний», часто не имеющих с медициной ничего общего.

Больше всего опасно, когда утверждают, что доктор – это враг пациента, и многие думают только о том, как нажиться. Но на самом деле один врач, который вдруг некорректно поступил с пациентом, не может быть показателем. Скорее всего, он просто ошибся. Никто не учит врачей вредить, тем более – намеренно. Это в принципе противоречит сути профессии.

Бывают еще впечатления от так называемых «неоправданных надежд». Когда пациент приходит с одним вопросом, доктор находит более серьезную проблему (часто включающую этот вопрос) и ее решает. Но ответ на свой вопрос пациент не получил, или он его не устроил. И тогда человек не удовлетворен приемом и отношением.

У многих пациентов из-за низкого качества жизни изначально срабатывает «черная» установка. «Я приду, с меня возьмут деньги, но ничем не помогут», – примерно так. То есть человек заведомо настроен на негатив.

– Насколько в вопросе доверия важен уровень знаний конкретного человека?

– Врач должен найти доступный формат объяснения возникновения болезней и способов терапии. Здесь все индивидуально. Кому-то необходимо разложить «до молекул», а кому-то не надо ничего объяснять. Но чем выше в отношениях «врач – пациент» степень доверия, тем меньше требуется объяснений. Правило здесь простое: если пациент просит объяснить, почему необходимо то или иное лечение, то лучше ему это дать, иначе он зайдет в интернет и поймет все так, как ему показалось правильным.

– Объяснения – это главный способ повышения уровня доверия?

– Однозначно. Например, возьмем для иллюстрации вакцинацию от коронавируса. Треть моих пациентов, которым я позвонила (они не перенесли коронавирус), приняли решение вакцинироваться. Причем длительность разговора с каждым человеком – своя, как и время для принятия решения. Некоторые прямо спрашивали: а вы будете вакцинироваться? И положительного ответа им было достаточно.

Но главное в повышении уровня доверия – это душевное, искреннее отношение врача к пациенту и желание ему помочь. Люди это чувствуют и отвечают доверием.

– Человек заключил договор семейной медицины. Что происходит дальше?

– Дальше мы знакомимся, я (или другой врач) собираю максимально полную информацию о пациенте, состоянии его здоровья, имеющихся жалобах, наследственности, перенесенных заболеваниях, факторах риска (это особенно важно в молодом возрасте, когда заболеваний пока нет, но есть предпосылки для их возникновения).

Затем составляется индивидуальный лечебно-профилактический график, которому должен следовать пациент. Например, если у человека в анамнезе есть родственники, умершие от инфаркта или инсульта в раннем возрасте, то программа для него составляется с учетом риска возникновения раннего тромбоза, выявления артериальной гипертензии, профилактики избыточной массы тела, инсулинорезистентности.

– Обычный вопрос, который, наверное, многие себе задают: а насколько это выгодно? Не проще прийти к врачу, когда возникнут проблемы?

– Именно так большинство людей и размышляют. Нет, не проще. Точнее, это проще для человека, который не думает о своем здоровье. Но, поверьте, так происходит до того момента, пока организм не дает сбой. Никто не считает, что выгоднее – иметь понятные долгосрочные отношения или вдруг в короткое время и в стрессе пытаться решить проблемы со здоровьем. Как врач я могу вам однозначно сказать, что очень многие заболевания хорошо лечатся на начальных стадиях и регулярное медицинское наблюдение помогает их выявлению. И как очень полезное дополнение для нашего мира недостоверной информации – человек получает некую опору. Сколько раз по вопросам здоровья вы хотели просто посоветоваться, что лучше делать?..

– На ваш взгляд, семейные врачи, которых готовят медуниверситеты, находят себя в профессии? Они готовы работать в частной медицине?

– Вопрос сложный, я бы не хотела оценивать уровень знаний выпускников. Скажу так. Студентам, которые сразу начали работать в частной медицине, не надо будет потом перестраиваться. Все же это разный формат приема, да и другие взаимоотношения с пациентами. Но есть и минусы – это, например, наличие опыта. Пациенты частных клиник более требовательны к врачам, и морально сложнее соответствовать их ожиданиям, особенно при небольшом врачебном опыте.

– Вы родились в семье врачей и продолжили династию. Тоже своего рода «семейная медицина». В вашей ячейке общества кто главный семейный врач и почему?

– Да, мой дедушка был санитарным врачом, бабушка заканчивала воронежский мединститут, была терапевтом, но потом выбрала лабораторную службу. Папа поменял несколько специальностей, после неврологии тоже пошел в санитарно-эпидемиологическую службу. Мама 33 года трудилась в лабораторной службе детской областной больницы номер 2.

В нашей семье семейный врач – я. Для всех. Муж у меня юрист, но тем не менее вступает в медицинские дискуссии. И когда я его лечу – активно сопротивляется.

Комментариев нет
Комментарии отключены.